Иван (ivanpan) wrote,
Иван
ivanpan

Софичка

Оригинал взят у pavelrudnev в Софичка
Читал "Софичку" Фазиля Искандера. Простая полуграмотная абхазская работница (говорит: "ебрейи") защищает своих чегемских стариков - турок и греков - от жестокого переселения в Сибирь в 1950-е. Энкаведешник ставит ее босой на канцелярские кнопки. На вопрос, фашист ли он, говорит: нет, не фашист. Фашист бы расставил все кнопки остриями вверх, а я просто рассыпал.
Почему это все не прочитано, не усвоено? Почему всё это не стало исторической травмой народа? Почему общество в его большей части, интеллигенция, потомки репрессированных только и мечтают как о жестком режиме? Вроде в перестройку хотя бы все всё читали. Волна публикаторского бума, мания чтения. Мимо этого знания пройти было невозможно.
Фазиль Искандер врал, сгущал краски? Не думаю. Художественная правда, эстетическая правда меня, читателя, в этом убеждает. Да и мотива тут нет - врать.
Гребенщиков пел: "У черных - чувство ритма, у белых - чувство вины". Может, мы вовсе никакие не белые, и вина не пристает к нам, и Блок ошибался в своей "Незнакомке"? У Сорокина есть пьеса "Свадебное путешествие", там внучка энкавэдешницы Машка Рубинштейн в отличие от немца, сына эсесовца фон Небельсдорфа - в совершеннейшем беспамятстве от прошлого.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments