Иван (ivanpan) wrote,
Иван
ivanpan

Category:

Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике

Оригинал взят у kovlam в Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике
Он великий художник. Один из тех, кто изменил живопись. И всякий, кто хоть немного ею интересуется, немало знает о Караваджо. Что коллеги-современники проклинали его за натурализм, а обыватели ужасались тому, что святых он писал с бродяг и проституток. Что несносен и вспыльчив он был до того, что в одной из многочисленных драк убил человека. Что не меньше винограда, с которым на его картинах позируют аппетитные юноши, он любил самих юношей. Что своей драматичной светописью он дал один из важнейших уроков будущим фотографам. Даже то, что его полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо. Мы собрали для вас не столь широко известные факты о гении и его творчестве.




Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами
Микеланджело Меризи де Караваджо
1596, 64×46 см.

Смерть ему к лицу

Караваджо похоронили в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий сифилиса: как вы понимаете, 400 лет назад выступающим на его похоронах трудно было подобрать красивые слова для пафосной речи — талант Караваджо был очевиден и при жизни, но сама жизнь,с карточными долгами, пьяными дебошами, драками, убийством, тюрьмами, побегами,не располагала к произнесению слезоточивых надгробных спичей. Зато теперь… После торжественного перезахоронения вокруг могилы даже парк разбили.



Во время траурной церемонии на гроб с останками вместо букета положили корзинку с фруктами — как на известном натюрморте Караваджо.

Кстати, вовсе не голландцев, а именно Караваджо считают автором первого натюрморта!


А останки, которые генетическая экспертиза приписала художнику, нашли четырьмя годами ранее, в 2010-м, на городском кладбище Порто-Эрколе, где у Караваджо уже был покой, но все еще не было достойных его почестей. В борьбу за них тотчас вступил Милан, где, по одной из версий, родился гений. Порыв понятный: могила Караваджо автоматически превращается в туристическую мекку и делается стабильным источником дохода.

Кажется, сам Караваджо был бы не против того, чтобы его мертвого потревожили ради дела. Во всяком случае, сам он так однажды поступал — когда писал свое «Воскрешение Лазаря»: для пущей правдоподобности в качестве модели для заглавного героя он велел подать ему в мастерскую эксгумированного покойника. Рассказывают, натурщики,которым надлежало давно бездыханного Лазаря держать, воспротивились: мол,не богоугодно, да и противно. Но Караваджо достал нож, пригрозил отправить их в освободившуюся могилу — и процесс пошел.


Микеланджело Меризи де Караваджо. Воскрешение Лазаря
Микеланджело Меризи де Караваджо
1609, 275×380 см.

Шедевры на скорую руку

Искусствоведами до сих пор не найдены эскизы, сделанные Караваджо хотя бы к его самым большим и многолюдным работам. Его жизнь была бурной и короткой,а произведений он после себя оставил, будто умер седовласым праведником (и ведь это еще очень многие из них утрачены!). А все потому, что художник, видимо, обходился без черновиков, создавая свои сложнейшие многофигурные композиции прямо холсте. Что ж,это и к лучшему. Случается, окончательное полотно выходит совсем безжизненным, еслиавтор поддается перфекционизму и все вдохновение вкладывает в эскизы.


Микеланджело Меризи де Караваджо. Преображение Святого Павла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1600, 189×237 см.

Любимый художник Голливуда



Микеланджело Меризи де Караваджо. Обращение Савла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1601, 175×230 см.

Удивительного психологизма и драматизма Караваджо добивался особым освещением своих полотен: источника света на картинах почти никогда не видно, но он явно не естественного происхождения и расположен где-то над головами героев, высвечивая из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. Такой многозначительный свет, используемый не только для создания объема (ЗД-эффекта, по-нашему говоря), но и для разжигания страстей, по сей день пытаются воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах. Операторы, которым это удается,обычно номинируются на «Оскар».


Микеланджело Меризи де Караваджо. Святой Иероним в размышлении
Микеланджело Меризи де Караваджо
1606, 81×118 см.



Это кадр из фильма «Роковая страсть»(2013) Джеймса Грея, американского режиссера с украинскими корнями. Операторов своих фильмов он, прежде чем допустить на съемочную площадку, выгуливает по музеям с произведениями Караваджо. Показывает, как надо. Такое же, как в этой сцене, резкое противопоставление света и тени на картинах Караваджо называют словом «кьяроскуро»(итал. светотень).


Еще один голливудский поклонник Караваджо — режиссер Мартин Скорсезе. Он говорит,что Караваджо был прирожденным режиссером и «помогал» ему ставить свет на съемках фильма «Злые улицы». Люди, тусующиеся в мрачных нью-йоркских барах в этом фильме, — это ремейки картины Караваджо «Призвание апостола Матфея».



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments